Аудиторское заключение по результатам проведения Комплексной работы
в 5-х классах (в рамках 30 Дня качества)
Участники – 171 человек
Предмет – Комплексная работа предполагает выявление у учащихся 5 класса одного из основных метапредметных результатов обучения – сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая и учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Характеристика заданий
Варианты предлагаемой комплексной работы включают информационные тексты, содержание которых базируются на обществоведческих и естественнонаучных фактах. Вариант 3 – естественнонаучный текст, вариант 4 –обществоведческий. Данные содержательные области в целом охватывают возможности формирования метапредметных результатов, создаваемые различными школьными предметами.
Содержание комплексной работы определяется следующими документами: Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2010 г.), Примерной основной образовательной программой начального общего образования (2010 г.) и примерными учебными программами начального общего образования (2010 г.).
Тексты-ситуации могут включать рисунки, диаграммы, графики, карты, таблицы со словесными подписями.
Учащимся предлагается прочитать текст или тексты и выполнить задания, связанные непосредственно с информацией текста, а также с разными учебными предметами и личным опытом школьника. При ответе на одни задания необходимо выбрать из предложенных вариантов один или несколько ответов, в других требуется дать свободный самостоятельно сконструированный краткий или развернутый ответ.
Проверялись следующие компетенции (умения работы с текстом):
1 группа умений |
общее понимание текста и ориентацию в тексте |
ü определение основной идеи текста, ü поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), ü формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, о чем говорится в тексте, понимание основной идеи). |
2 группа умений |
глубокое и детальное понимание содержания и формы текста |
ü анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, ü формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.
|
3 группа умений |
использование информации из текста для различных целей |
ü использование информации из текста для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний. |
Примерное распределение заданий по отдельным группам составляет: группа 1 – 30%, группа 2 – 50% и группа 3 – 20% от максимального балла за выполнения всех заданий.
Результаты:
Средний % выполнения заданий в 5-х классах –49%
Уровень выполнения |
% от общего числа |
Не достигшие минимального критерия сформированности умения (успешность выполнения менее 50%) |
46% |
минимальный критерий сформированности умения (успешность выполнения равна 50%) |
37% |
Оптимальный критерий (успешность выполнения равна 65%) |
14% |
Если результаты выполнения всей работы, отдельной ее части или отдельных заданий ниже 50%, то это идентифицирует проблемы в освоении как отдельных общеучебных умений, так и читательской грамотности в целом.
Причем, необходимо отметить, что успешность выполнения Варианта №3 (естественнонаучный текст) ниже, чем при работе с текстом №4(обществоведческий текст):
Текст |
№3 |
№4 |
Характеристика текста |
Естественнонаучный |
Обществоведческий |
Средний % выполнения заданий к тексту |
45% |
55% |
Основные трудности и выявленные проблемы:
Текст |
Какие умения проверялись |
Пример задания |
% в классе, кто не справился с заданием |
|
использование информации из текста для решения различного круга задач с привлечением дополнительных знаний. |
Вопрос №6 В настоящее время в Западной Африке насчитывается около 6 000 слонов. Какова была примерная численность слонов в этом регионе двадцать пять лет назад? Обведи номер выбранного ответа. |
62% |
|
использование информации из текста для решения различного круга задач |
Вопрос №7 Какое из приведенных ниже утверждений соответствует содержанию всех трёх текстов? Обведи номер выбранного ответа. |
44% |
|
формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, о чем говорится в тексте, понимание основной идеи). |
Вопрос №8 Объясни, почему нехватка сельскохозяйственной земли в Западной Африке приводит к уничтожению слонов. |
42% |
|
поиск и выявление в тексте информации представленной в различном виде ориентация в тексте |
Вопрос №10 В текстах тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно |
51% |
|
использование информации из текста для решения различного круга задач с привлечением дополнительных знаний. |
Вопрос №11 В тексте сказано, каким образом в Древней Индии выстраивали боевых слонов в битве. Предположим, что в древней битве участвовало 10 слонов. Какова в этом случае была общая протяженность боевого строя из слонов и пехоты? |
63% |
|
использование информации из текста для решения различного круга задач с привлечением дополнительных знаний. |
Вопрос №12 Представь, что ты дрессировщик слонов в цирке. В твоей труппе три взрослых слона и слонёнок 10 лет. Вы отправляетесь на неделю выступать в другой город. Подсчитай, какие запасы корма необходимо взять с собой. Запиши решение и ответ. |
89% |
|
анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте |
Вопрос №13 Заполни таблицу, используя описания слонов в текстах. Если нужные сведения отсутствуют в тексте, поставь знак «-« |
45% |
|
анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе выводов и суждений. |
Вопрос 14 Сравни внешний вид индийского и африканского слонов. Запиши пять признаков, по которым можно отличить этих слонов друг от друга по внешнему виду. |
59% |
|
анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений. |
Вопрос №15 Автор текста «Удивительные животные» использует выражение «протянуть хобот помощи». Какой смысл вкладывает автор в это выражение? Подтверди свой ответ примером из текста. |
45% |
|
анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений. |
Вопрос №16 Ежегодно 22 сентября отмечается всемирный день защиты слонов. По всему миру защитники животных проводят акции в защиту слонов, обращаются к людям с призывами спасти исчезающих животных, запретить торговлю слоновой костью. Присоединись к защитникам животных. Напиши призыв в защиту слонов (1-2 предложения). В призыве постарайся отразить, от чего и как нужно защищать слонов. Ты можешь сопроводить свой призыв рисунком. |
44% |
Текст №4 Семья животных глазами фотографа. |
формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, о чем говорится в тексте, понимание основной идеи). |
Вопрос №4 В тексте № 1 помещены три фотографии из книги Стива Блюма. Выбери из приведённого ниже перечня три подписи к этим фотографиям. Соедини выбранные подписи с номерами фотографий, к которым они могут относиться. |
28% |
анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений. |
Вопрос №6 Учёные заметили, что в семьях, где есть животные, дети вырастают более заботливыми и внимательными. Как ты думаешь, почему так происходит? Запиши ответ. |
27% | |
анализ интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте |
Вопрос №7 С какой целью написан текст №2. Обведи номер правильного ответа |
39% | |
анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, |
Вопрос №9 Ниже приведен ряд утверждений. Выбери и обведи утверждения, которые характеризуют жизнь древней семьи.
|
42% | |
поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте) работа со ссылками |
Вопрос №10 Подчеркни предложение в тексте, в котором говорится о том, что изучают этнографы. |
47% | |
анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте) работа со ссылками |
Вопрос №11 Какая ситуация из жизни древней семьи нашла отражение на рисунке, помещенном в тексте №2. Обведи номер правильного ответа |
47% | |
анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, поиск и выявление в тексте информации, |
Вопрос №16 В каком смысле в начале текста №3 употребляются слова «самой корни пускать»? Обведи номер правильного ответа |
56% | |
|
анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, поиск и выявление в тексте информации, |
Вопрос №17 Семью, о которой написала Алина, можно назвать интернациональной. Из приведенных ниже утверждений выбери и обведи те утверждения, которые это подтверждают |
65% |
|
анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, поиск и выявление в тексте информации, |
Вопрос №18 Просмотри первый и третий текст. Выпиши три слова, которые характеризуют отношения между родителями и детьми, описанные в текстах. |
47% |
|
формулирование на основе представленной информации сложных выводов и оценочных суждений. |
Вопрос №19 Семья третьеклассника Пети А. переезжает жить из Якутии в город Тюмень. Пете тревожно: он не знает, как встретят его в новом классе. А мама волнуется о том, как сложатся отношения их семьи с новыми соседями. Используя текст, напиши, какой совет могла бы дать в этой ситуации Алина Нигматулина. |
41% |
|
формулирование на основе представленной информации сложных выводов и оценочных суждений |
Вопрос №20 Чему можно научится у семьи, описанной в сочинении ученицы 8-го класса? Сделай два вывода, используя текст.
|
46% |
Не приступали к выполнению заданий (0 человек)
Итоги проверки следующих компетенции (умения работы с текстом):
1 группа умений |
общее понимание текста и ориентацию в тексте |
- определение основной идеи текста, - поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), - формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, о чем говорится в тексте, понимание основной идеи). |
42% не справились |
2 группа умений |
глубокое и детальное понимание содержания и формы текста |
анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, - формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.
|
45% не справились |
3 группа умений |
использование информации из текста для различных целей |
- использование информации из текста для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний. |
65% не справились |
Общие затруднения:
1. Чтение инструкций к заданию и следование им. Общее понимание текста и ориентация в тексте
Выбор данных из условия задачи Анализ интерпретация и обобщение информации представленной в тексте
2. Использование информации из текста для различных целей
Рекомендации и выводы:
Предлагается освоить и внедрить в практику работы педагогов и учащихся технологии работы с различными типами текста.
Концепция грамотности, доминирующая сегодня в мире, предполагает способность не просто читать (техника чтения), но и глубоко понимать прочитанные тексты разных уровней (литературных, информационных и так далее) с целью приобретения жизненного опыта и знаний.
Задача сформировать у обучающихся читательскую грамотность , т. е. способность понимать, анализировать и использовать письменные тексты и тексты в графической символике – рукописные, печатные, электронные; желание заниматься чтением, ценить чтение, активно использовать его для расширения своих знаний и возможностей, участия в социальной жизни, должна быть поставлена перед педагогами всех предметов и всех возрастов обучения. Рекомендуется создать модель формирования читательской грамотности в школе.
Аудитор Корепанова А.А.
Варламова Ю.В.