С 25 по 28 ноября 2008 состоялся Второй День Качества. На этот раз его участниками стали все учащиеся 5-х классов. Тестирование проходит по демоверсиям материалов международного мониторингового исследования PIRLS, «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study), предполагающего стандартизированную оценку уровня читательской грамотности. Также участниками Второго Дня Качества стали родители пятиклассников, с которыми классные руководители на родительском собрании провели анкетирование по вопросам организации домашнего чтения.
В мероприятии приняли участие 121 учащийся 5-х классов, родители 5В, 5С и 5Д, классные руководители пятых классов, учителя русского языка и литературы, преподающие в параллели пятых классов, и творческая группа педагогов-участников эксперимента.
В целом, в школе 85% пятиклассников достигли уровня понимания текста, соответствующего уровню выше среднего и высокому уровню. Это значит, что в основной школе эти школьники готовы к работе с разнообразными типами текстов. Однако, некоторые трудности у школьников вызвали задания, требовавшие интерпретировать и обобщить информацию, сделать анализ и дать оценку содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Результаты официального международного исследования Изучение качества чтения и понимания текста |
Четвероклассники из России, Гонконга и Сингапура показали самые высокие результаты в международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS-2006. В России это исследование проводили специалисты Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования.
Россия занимает первую строку в таблице результатов. Средний балл российских выпускников начальной школы равен 565.
Большинство стран, показавших хорошие результаты в 2006 году, существенно улучшили свои результаты по сравнению с 2001 годом (первый цикл исследования). Россия, Гонконг, Сингапур, Словения, Словакия, Италия, Германия, Венгрия имеют самую существенную динамику в результатах. Россия имеет максимальный среди стран прирост среднего балла (37). Для сравнения: в 2001 году результаты российских выпускников начальной школы были также выше средних международных результатов, но по рейтингу Россия занимала 12 место среди 35 стран-участниц.
Характеризуя динамику результатов России, важно отметить существенный прирост среднего балла по группе умений находить информацию в тексте и формулировать выводы. Различие в результатах в 2006 и в 2001 годах составляет 33 балла (562 по сравнению с 529). Еще большееулучшение наблюдается в овладении российскими школьниками умений интерпретировать, обобщать информацию и анализировать, оценивать содержание текста: разница составила 37 баллов (563 в 2006 году по сравнению с 525 в 2001 году).
Российские выпускники начальной школы стали смелее высказывать свою точку зрения.
К 2006 году 61% российских четвероклассников достигли высокого и повышенного уровней понимания текстов. Это значит, что в основную школу эти дети переходят готовыми к работе с теми массивами текстов, которые обрушатся на них на уроках литературы, истории и других предметов. Вдвое по сравнению с 2001 годом сократилось число детей с очень низким уровнем готовности к читательским нагрузкам основной школы.