Школа не должна стоять на месте
Издание: Ежегодный журнал "Люди Года" 2009
Школа не должна стоять на месте - уверен почетный работник общего образования РФ, заслуженный работник народного образования УР Ахтам Чугалаев. Ижевская школа №97, которую он возглавляет, дважды получала титул «Лучшая школа России» - в 2004 и 2008 годах. Прошлый год для педагогического коллектива тоже был урожайным на награды: победа в республиканском и всероссийском конкурсах инновационных проектов, Гран-при «Большая жемчужина» всероссийского профессионального конкурса, диплом лауреатов конкурса «Элита российского образования»... Но все это внешняя оценка заслуг, а главным внутренним достижением 2009 года Ахтам Хабибзянович считает внедрение электронного журнала (ЭЖ): - Привычного бумажного журнала в нашей школе больше нет - его заменил электронный. Но это не та второстепенная компьютерная программа, которая позволяет рассылать сведения об успеваемости ребенка на мобильные телефоны родителей, а полноценный проект, позволяющий максимально освободить учителя от рутинной работы. У каждого педагога в классе есть компьютер, и урок фиксируется в реальном режиме: тема, оценки, домашнее задание - все, как полагается. Только теперь исчезли бесконечные проверки и исправления, которые съедали огромное количество часов. А значит, у учителя наконец-то появилось время для творчества. Каждый, кто учился в школе, знает, что точка в журнале - это потенциальная двойка. Эта «нелегальная» пометка - напоминание педагогу о том, что молодого человека надо обязательно спросить на следующем уроке по теме, к которой он сейчас не готов. В принципе, такого аванса не должно быть. И теперь в нашей школе все точки исчезли, потому что в компьютерной программе подобного знака просто не существует. Над ЭЖ мы работали несколько лет, дорабатывая идеи, о которых педагоги начинали говорить еще в 60-х годах прошлого века. Например, сравнительный анализ контрольной работы с учетом усвоения 15 дидактических единиц. Это очень ценная информация: сразу становится ясно, кто что осилил и где возникли провалы. Но, чтобы сделать такой анализ, учителю придется сутками сидеть над тетрадями, а наш ЭЖ сделает это по одному нажатию клавиши. Кроме того, благодаря электронике субъективный момент в выставлении оценок сводится к минимуму. ЭЖ высчитывает «удельный вес» отметок (согласитесь, что пятерка за контрольную тянет больше, чем та же цифра за домашнее задание). Пересчитав оценки с учетом коэффициента приложенных усилий, компьютер показывает, скажем, 4,2 балла. Теперь учитель не может занизить отметку за триместр: в итоговой графе тройка не появится, потому что программа заблокирует эту несправедливость. А пятерка вполне может быть выставлена, если педагог считает, что ребенок потрудился именно на «отлично». Кстати, хакеры «почистить» отметки не смогут - программа серьезно защищена. Даже учителю для того, чтобы внести изменения, нужно пройти несколько ступеней согласований, но и после этого оценка мгновенно в графе не появится. Такое запоздание сделано специально, чтобы случайный человек не мог корректировать успеваемость по своему усмотрению. ЭЖ учитывает все стороны школьной жизни. Например, ребенок не пришел на урок. В обычном журнале ставится буква «н» - и все. А у нас этот пропуск ставится на контроль сразу по нескольким инстанциям. И на мониторе социального педагога будет висеть надпись «невыясненная причина пропуска уроков в 5 «А» у Иванова» до тех пор, пока истина не будет установлена. Если ребенок болел - он приносит справку в медпункт, и медработник превращает прогул в «пропуск по уважительной причине». А заодно обрабатывает справку по компьютерному варианту учета заболеваемости. Информация о том, кто чаще всех хворает, какие заболевания обострились, какие профилактические мероприятия проводились по любому из полутора (!) тысяч учеников, у наших врачей теперь всегда под рукой. Оценив, насколько компьютер может облегчить жизнь, мы решили внедрить его и в систему питания. В 2010 году на помощь нашим поварам придут специальные программы, позволяющие готовить не на глаз, а с точностью до грамма. Достаточно будет выбрать название блюда и указать количество порций, как машина выдаст точный вес нужных ингредиентов. В перспективе наличной оплаты обедов тоже не будет: расчет начнем вести по специальным школьным кредиткам, как в Москве. Между прочим, по одному показателю школа №97 опережает даже престижные учебные заведения столицы. Третий год здесь ведется запись детей в первые классы по Интернету. А недавно на подобный вопрос Президента Медведева министр образования и науки РФ Фурсенко только развел руками: «У нас в России пока этого нет...» Ахтам Хабибзянович, может, и поспорил бы с министром, но ему некогда. Стопка планов на будущее у него всегда выше, чем кипа отчетов о проделанной работе. С точки зрения Чугалаева по-другому быть не может: школа просто не имеет права стоять на месте.
Тема: Инновации в образовании