Что такое педагогический аудит?
Качество школьного образования всегда было в центре внимания общества. На современном этапе вопрос школьного образования является приоритетным для нашей страны. Под качеством образования понимается степень его соответствия текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, т.е. насколько оно удовлетворяет запросы отдельной личности, общества в целом и государства.
Разработка новых моделей контроля качества образования для оценки эффективности образовательного процесса является приоритетным направлением фундаментальных и прикладных исследовании Российской академии образования (А.И. Субетто, В.И. Байденко, И.А.Зимняя, Г.С.Ковалёва и д.р.) а также зарубежных учёных (А.Бирнбаума, К.Ингенкамп и др.)
Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” предполагает введение добровольной внутренней оценки качества обучения школьников на основе альтернативных контрольно-измерительных материалов.
Путь к повышению качества обучения в школе может быть осуществлён через идею создания системы внутреннего педагогического аудита (А.Т.Глазунов, В.Т.Бочерашвили), позволяющего с максимальной степенью объективности оценить эффективность обучения школьников. Педагогический аудит это контроль качества подготовки учащихся и специалистов в учебных заведениях и других организациях, проводящих образовательную подготовку.
Основное отличие процедур образовательного аудита от процедур оценки качества образования в рамках государственной аккредитации - это разные подходы. В процессе государственной аккредитации внимание в первую очередь уделяется оценке соответствия действующим требованиям. Образовательный аудит подразумевает анализ того, что и как делает общеобразовательное ОУ для обеспечения гарантий качества образования. В рамках образовательного аудита отмечаются все основные действия ОУ, обеспечивающие и гарантирующие качество образования.
В 2008 году на заседании научно-методического совета ИПК и ПРО УР (выписка из протокола №6) решился вопрос об открытии на базе школы №97 республиканской экспериментальной площадки по теме “Педагогический аудит как технология измерения качества обучения в школе”. С 1 января 2010 года на основании приказа №785 от 18.11.2009 МОиН УР республиканская экспериментальная площадка открыта.
Цель эксперимента
Создание системы внутреннего педагогического аудита, обеспечивающей измерение и повышение качества обучения в школе.
Что такое День качества?
В школе сформирована творческая группа учителей-предметников в составе 15 человек. Разработано Положение о деятельности Аудитора в рамках Службы педагогического аудита и Кодекс профессиональной этики аудитора (эксперта) по оценке качества обучения. Служба педагогов-аудиторов проводит тестирование школьников по материалам международных и отечественных исследований с целью выявления проблемных зон, анализирует результаты проверки качества обучения и составляет заключение по выявленным проблемам.
Форма работы коллектива учителей-аудиторов - разработка и проведение «Дней качества». Заказчиком является орган школы – Попечительский совет.
Главными целями Дня качества являются:
● изучение состояния сформированности общеучебных умений и навыков учащихся, выявления проблемных зон и дальнейшей работы над ликвидацией и профилактикой проблем;
● стимулирование внедрения альтернативных контрольно-измерительных материалов для оценки состояния сформированности различных компетенций;
● повышение педагогического мастерства и качества преподавания педагогов;
● повышение качества образования в школе.
По результатам проведенного тестирования группа педагогов, включенных в реализацию проекта, пишет Аудиторское заключение, где представляет качественный и количественный анализ проведенного исследования. Эта информация с учетом степени конфиденциальности доводится до непосредственных участников Дня качества – школьников и педагогов.
Тематика и содержание Дней качества, состоявшихся в школе 97 (с 2008 по 2015)
Дни качества |
Содержание |
Первый, восьмой, девятый и тринадцатый Дни качества |
Проведён по материалам международного мониторингового исследования PISA, (Program for International Student Assessment), предполагающей стандартизированную оценку подготовки старшеклассников. |
Второй, седьмой, двенадцатый, пятнадцатый, восемнадцатый, и двадцатый Дни качества |
Проведён по материалам международного мониторингового исследования PIRLS среди учащихся 4,5-х классов |
Третий День качества |
Проведен в форме круглого стола с международным участием по обмену опытом в области педагогических идей. Участниками «Третьего Дня качества» были преподаватели и студенты из Финляндии. |
Четвертый и шестой Дни качества |
Педагогический фестиваль «Активизация приемов развития рефлексивных умений школьников» в школе №97 Виртуальный фестиваль педагогических идей на сайте проекта «Интернет-Форум «Инновационное образование Удмуртской Республики |
Пятый, десятый, четырнадцатый, семнадцатый , девятнадцатый Дни качества |
Интеллектуальный марафон для учащихся 6-8 классов, где учащиеся выполняли практико-ориентированные, обучающие, логические, творческие задания, а также задания межпредметного характера, требующие интеграции знаний разных дисциплин. |
Одиннадцатый День качества |
Проведен в рамках курсов повышения квалификации ИПК и ПРО УР, для слушателей модуля «Инновационная деятельность педагога в системе образования» |
Двадцать второй, двадцать третий, двадцать четвертый, двадцать пятый Дни качества |
Комплексная работа для учащихся 4,5,6 классов (оценка метапредметных результатов), разработанная Центром оценки качества образования ИСМО РАО |