Электронная приемная

Дни рождения!

Сегодня: 20 апреля 2024 г.

Ученики

  • Касаткина Милана Алексеевна
  • Коробейников Дмитрий Алексеевич
  • Рубцов Андрей Владимирович
  • Ходырев Иван Алексеевич

Метеостанция школы

Реальная погода в районе школы

обновление данных происходит каждые 2 минуты
Полный список

Температура: ° C
по ощущению: ° C

Давление: мм
Влажность: %

Направление ветра:
Скорость ветра: м/с

Возможность проведения уроков физкультуры на стадионе в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра

1-6 классы
7 класс
8-9 классы
10-11 классы

Охрана зрения детей - забота российских школ

18.11.2010 

Издание: Журнал "Директор школы" №8 сентябрь 2010г.
Тема: профилактика школьной близорукости

 

Проблема снижения зрения у детей школьного возраста давно уже перестала быть только медицинской. Это понимают врачи, родители, чиновники разных уровней. И один из самых острых вопросов: как обеспечить своевременную профилактику и лече­ние различных глазных заболеваний ребенку прямо в школе?

 

Охрана зрения детей – забота российских школ. Автор Т.Шнырёва

Если обратиться к статистике, то цифры неутешительны: по раз­личным данным, в России от 30 до 50% старшеклассников страдают на­рушениями зрения. Практически каж­дый второй ребенок оканчивает школу с той или иной степенью близорукос­ти. В странах Юго-Восточной Азии эта цифра достигает 85%. С чем это связа­но? В первую очередь с чрезмерными зрительными нагрузками на близком расстоянии. Во-вторых, с неизбежной компьютеризацией всех современных процессов. Также исследователи отме­чают такие причины, как недостаточ­ная физическая активность, наследс­твенность и неправильное питание.

Именно поэтому несколько лет назад у группы ученых из Ижевска возник­ла идея создания офтальмологичес­кого прибора, предназначенного для лечения и профилактики у детей близо­рукости, спазма аккомодации, компьютер­ного зрительного синдрома и хроническо­го зрительного утомления.

Разработка отечественных ученых — оф­тальмологический прибор «Визотроник» — успешно применяется не только в общемедицинской практике, но и в ряде российских школ в рамках мероприятий по охране зрения детей. По словам глав­ного офтальмолога Удмуртской Республи­ки Виктора Жарова, такой тренажер не­обходим в каждой школе. Именно Виктор Владимирович возглавил группу разработ­чиков «Визотроника». Так он отзывается о своем детище: «Нам удалось оптимально скомбинировать методы оптико-рефлекторной терапии, создать прибор, отвечаю­щий современным медицинским и техни­ческим требованиям. Лечение происходит в автоматическом режиме, что значительно облегчает работу медперсонала школы. Не требуются расходные материалы, а также специально обученные сотрудники».

Во многих регионах страны особо остро стоит вопрос об организации лечения за­болеваний глаз у детей непосредствен­но в общеобразовательных учреждениях. Сформировался ряд объективных доводов в пользу создания кабинетов охраны зре­ния в школах:

• в условиях школьного процесса мож­но выявить и своевременно вылечить спазмы аккомодации, которые приво­дят к развитию близорукости;

• дети с пониженным зрением могут регулярно проходить курс лечения, что уменьшает темпы прогрессирования близорукости и снижает риск раз­вития осложнений;

• многие школьники не имеют возмож­ности ездить на лечение в специализи­рованные учреждения из-за недостат­ка времени или отдаленности. (Также детские больницы и поликлиники не всегда справляются с потоком желаю­щих пройти лечение, иногда запись на курс аппаратного лечения идет на ме­сяцы вперед);

• Для младших школьников решается проблема поиска сопровождающего на лечение, ведь родители, как прави­ло, не имеют возможности отлучаться с рабочего места в течение дня;

• для детей с нормальным зрением обеспечена профилактика возникно­вения зрительных расстройств.

Школа № 97 г. Ижевска

Идею организации лечебного процесса в стенах учебного заведения активно поддерживает школа № 97 г. Ижевска, где со­здан целый медико-педагогический блок. Директора школы Ахтама Хабибзяновича Чугалаева можно смело назвать про­грессивным руководителем. Не так много школ в России имеют собственный пол­ноценный кабинет офтальмолога: «У нас в школе врачи всегда уделяли особое внимание сохранению здоровья глаз де­тей. С этого года к мероприятиям по ох­ране зрения мы «подключили» и лече­ние на приборе «Визотроник». Для этого у нас есть и отдельное помещение и спе­циалисты».

В кабинете окулиста ведется прием и пер­вичное обследование детей с патологией зрения. Остроту зрения могут проверять как специально обученные педагоги, так и медицинская сестра школы. Все остальные процедуры — прерогатива школьного оф­тальмолога Натальи Киреевой. В кабинете оборудовано подобие «темной» комнаты для осмотра глазного дна. В сложных слу­чаях выдается направление на обследова­ние в поликлинику или глазную клинику.

В начале каждого учебного года медпер­сонал проводит массовые осмотры школь­ников всех классов на предмет выявления пониженного зрения. В соответствии с ре­зультатами детей условно разделяют на не­сколько групп. Такая классификация помо­гает при дальнейшем наблюдении за ди­намикой развития зрения и назначении аппаратного лечения.

В медицинском кабинете на каждого ре­бенка заводится отдельная карта, где фик­сируются результаты осмотров и другая медицинская информация. Обследова­ние ребенка и сбор анамнеза, как пра­вило, проводится в присутствии роди­телей, так как они могут проследить за регулярностью посещений тренировок и задать интересующие их вопросы. Роди­телям близорукого ребенка на руки выдается памятка, где указаны причины фор­мирования близорукости, рекомендации по профилактике ее прогрессирования, зрительный режим.

В школе № 97 «Визотроник» установлен в отдельном кабинете согласно правилам, указанным в прилагаемой инструкции, и с соблюдением норм освещения поме­щения. Врач назначает одну из трех про­грамм лечения или их сочетание. Во вре­мя лечения пациент может смотреть на таблицу для проверки остроты зрения или вдаль (вид из окна). Не помешает и зву­ковой фон — желательно, спокойная релаксирующая музыка. Хотя врачи призна­ются, что дети предпочитают во время се­анса слушать свою любимую музыку через плеер или телефон. Это тоже важно, ведь необходим положительный настрой и мо­тивация на лечение.

После проведенного курса лечения (10 тренировок) школьники вновь проходят пол­ное обследование, все изменения заносят­ся в амбулаторную карту и в журналы.

После или во время лечения врач может дополнительно назначить глазные капли, витамины, биодобавки, а также очки-тре­нажеры для домашних тренировок. Школь­ный врач-педиатр в свою очередь уделяет внимание вопросам общей санации орга­низма, закаливанию и соблюдению гиги­енического режима.

В школе также успешно реализуется по­лезное и в то же время интересное и ув­лекательное для учеников нововведение. По школьному радио 2 раза в день объяв­ляется 2-минутная гимнастика для глаз. В это время учитель прерывает урок и сле­дит, чтобы дети в классе правильно и доб­росовестно выполняли упражнения.

Школьный офтальмолог Наталья Киреева уверена, что успех в профилактике и лечении миопии в условиях школы будет до­стигнут только при совместной деятель­ности врачей-окулистов и педиатров, учи­телей и родителей.

В летнее время в школах работают так на­зываемые школьные лагеря. В это время в школе № 97 также занимаются лечени­ем школьников с пониженным зрением. Комплекс мероприятий по оздоровлению включает в себя не только лечение на ап­парате «Визотроник», но и другие обще­укрепляющие процедуры, назначаемые врачом-педиатром. Основной принцип ос­тается прежним — проверка до лечения, проведение лечения в количестве 10 про­цедур и последующий контроль.

Важную роль в данном случае играет и хо­роший психологический фон: школьники, не загруженные учебными проблемами, регулярно приходят на лечение и выпол­няют все рекомендации.

Возврат к списку публикаций

Вакансии

Объявления

Форма одежды

Расписание звонков

Замена уроков

Мобильные уроки

Новые фото

Мы слушаем

Отдых в каникулы

Рекорды Гармонии