Электронная приемная

Дни рождения!

Сегодня: 16 апреля 2024 г.

Сотрудники

  • Мусихина Светлана Юрьевна
  • Осипанова Анна Дмитриевна

Ученики

  • Асанов Матфей Андреевич
  • Баташев Александр Владиславович
  • Вахрушев Савелий Алексеевич
  • Власов Артём Андреевич
  • Голубкова Дарья Алексеевна
  • Капустина Софья Алексеевна
  • Коньшин Айрат Радикович
  • Лазарев Фёдор Иванович
  • Михайлова Софья Максимовна
  • Мохначева Арина Артемовна
  • Черкашина София Максимовна

Метеостанция школы

Реальная погода в районе школы

обновление данных происходит каждые 2 минуты
Полный список

Температура: ° C
по ощущению: ° C

Давление: мм
Влажность: %

Направление ветра:
Скорость ветра: м/с

Возможность проведения уроков физкультуры на стадионе в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра

1-6 классы
7 класс
8-9 классы
10-11 классы

Система безотметочного обучения в начальной школе

25.04.2006 

Издание: Тематический научно-информационный журнал Педагогический родник, № 4
Тема: Образование

  На основании «Концепции модернизации российского образования» и ст.15 Закона «Об образовании» («Школа самостоятельна в выборе системы промежуточной аттестации школьников») с 2001 года в начальной школе реализуется безотметочная система обучения. Экспериментальное апробирование дало положительные результаты и послужило отправной точкой.

  Данная система направлена на формирование самостоятельности, инициативности и ответственности учащихся, умение правильно оценивать свои возможности, в дальнейшем в новых социально-экономических условиях быстро найти свое место в обществе.

  Самооценка ребенка у нас предшествует оценке учителя, а итоговая оценка определяется в результате беседы взаимодействующих сторон. В качестве одного из способов дифференцированного оценивания мы используем оценочные шкалы. Существуют три варианта самооценки письменных работ.

  1. оценка учеником выполненной, но не проверенной учителем работы (способствует формированию самоконтроля);
  2. оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы (эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля);
  3. прогностическая оценка (наиболее важная и сложная, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя).

 Серию тестово-диагностических работ учитель начинает с сентября со стартовой работы, отражающей первоначальный уровень ЗУН, и заканчивает итоговой работой. Тестово-диагностическая работа состоит из ряда заданий по определенной теме и оценочного листа, в котором рас­писаны умения, необходимые для успешного выполне­ния работы, номера заданий, прогностическая, в том числе итоговая, оценка ученика, учителя.

 В системе безотметочного обучения для самооценки мы предлагаем использовать трехцветный индикатор-красный (знаю, умею), зеленый (умею, но сомневаюсь), синий (не умею) - цвета, традиционно используемые в психолого-педагогической диагностике.

 Мониторинг уровня основных умений позволит в це­лом увидеть картину успешности ребенка по всем пред­метам, изучаемым им в течение года.

 В конце учебного года каждому ученику выдается вме­сте с тестово-диагностическими работами аттестацион­ный лист. В нем хорошо просматривается диагностика развития ребенка за учебный год (причем ребенок не сравнивается с другими учащимися). На данном этапе (к концу 4-го класса) у выпускника достаточно сформи­рован навык оценки, самооценки и самоконтроля.

 При отслеживании уровня развития знаний, умений и ) навыков и способов деятельности по предметам учите­ля начальной школы используют карту индивидуальных достижений учащихся, где указано, что должен знать и уметь ученик к концу каждого года обучения. Перечень знаний и умений составляется учителем на каждый класс, на основе требований обязательного минимума содер­жания образования в начальной школе и его рабочей программы. Качество усвоения дети и учитель отмеча­ют в карте путем закрашивания в определенный цвет: красный – усвоил, зеленый – частично, синий – не усвоил. Здесь фиксируются оценки по всем формиру­емым на данном этапе на­выкам.

 В первом классе карту заполняет учитель совме­стно с учеником. По мере развития навыков само­оценки можно предложить детям фиксировать инди­видуальные продвижения самостоятельно, исполь­зуя шкалу планируемых результатов обучения. Та­ким образом, осуществля­ется текущий и тематичес­кий контроль знаний, уме­ний и навыков каждого уче­ника. Итоговая оценка про­водится на основе рейтин­говой работы по сформи­рованное™ необходимых навыков за определенный промежуток учебного вре­мени - четверть, полуго­дие, год. Форма рейтинго­вой оценки дает возмож­ность решать следующие задачи:

•   объективная оценка де­ятельности учителя и уче­ника;

•   защита учащихся от излишних стрессов (повы­шает их мотивацию);

• определение уровня действенности и качества при­меняемых технологий и методик, уровня педагогическо­го мастерства учителя, динамики его роста, уровня зна­ний каждого ученика (с целью последующей индивиду­альной работы с ним).

 Мы рассматриваем рейтинг как суммарную оценку сте­пени обученное™ учащегося, выраженную в баллах и относительных показателях (процентах). В основе систе­мы лежит переход от пятибалльных оценок в начальной школе к рейтинговым показателям.

 Теоретической основой рейтинговой системы является системно-деятельностный подход. Педагоги, освоившие деятельностную технологию, сочетают на уроке фронталь­ную работу и групповую, что позволяет учителю индиви­дуально подходить к каждому ученику. Деятельностный подход и безотметочная система реализуют принцип ком­фортности в процессе образования младших школьников. Работа при безотметочной системе помогает ребенку об­рести уверенность в себе, развивает самокритичность.

 Карты учета индивидуальных достижений по предме­там и изучение личностного развития ребенка дают учи­телю всю необходимую информацию о том, как идет про­цесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достиг ли учитель поставленных целей. Обратная связь с учеником и родителями более информативна, чем тради­ционные отметки.

 Новая система трудоемка, но позволяет в целом отсле­живать процесс обучения каждого ребенка, видеть его затруднения, определять программу развития/

 

С. П. Шарыгина, зам. директора по УВР СОШ № 97 г. Ижевска

Возврат к списку публикаций

Вакансии

Объявления

Форма одежды

Расписание звонков

Замена уроков

Мобильные уроки

Новые фото

Мы слушаем

Отдых в каникулы

Рекорды Гармонии