Эффективное повышение квалификации педагогов внутри школы
Издание: Инновационные проекты и программы в образовании №4 - 2010
Чугалаев Ахтам Хабибзянович директор школы № 97 г. Ижевск Удмуртская республика ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ВНУТРИ ШКОЛЫ Как можно организовать внутришкольное повышение квалификации всего педагогического коллектива? Ключевые слова: корпоративная система повышения квалификации, аттестация, экономическая составляющая, замена уроков, модули, очно - дистанционные формы, «Мастерская инноваций», профессиональное общение и взаимообучение, мастер-классы, круглые столы, фестивали. Каждый, ктоперестает учиться, становитсястариком, внезависимостиот того, сколькоемулет - двадцатьиливосемьдесят. ГенриФорд Все вакансии закрыты, расписание уроков составлено, все учителя на месте, все дети готовы... вроде всё: можно начинать. И начинается, и продолжается учебный год. Все заняты своим делом: дети учатся, учителя учат, заместители директора анализируют. Идеальная картина. Но не тут-то было. Одно за другим ложатся на мой стол заявления учителей с просьбой освободить их от уроков для повышения своей квалификации в преддверии предстоящей аттестации. Вроде бы обычное дело. Определили, кто будет заменять этого учителя, и нет проблем. Но проблема появилась и стала нарастать. Приведу простейшие подсчеты: в школе ежегодно 30-50 учителей проходят аттестацию и повышают свою квалификацию. В учебном году 34 недели, значит, в течение всего учебного года будет отсутствовать 2-4 учителя. Это усредненные расчеты. Бывают такие недели, когда отсутствуют до 10 учителей. О какой качественной организации учебного процесса можно вести речь?! Далее, формально учитель повысил свою квалификацию. Один в области интерактивных технологий, другой - в проектной деятельности, третий - в другой области. А как же при этом потребность школы и нашего общего Дела, определенного программой развития? Беседуя с учителями, выясняю, что тему курсов повышения квалификации они выбрали потому что: а) нужно пройти курсы - все равно, какие; б) эту тему выбрала знакомая из другой школы; в) на других курсах не было мест; г) курсы бюджетные и оплачивать не нужно;
д) красиво называются курсы (!). А теперь рассмотрим экономическую составляющую. Учителю, повышающему свою квалификацию, сохраняется заработная плата. Заменяющему учителю и заменяющему классному руководителю нужно оплатить его работу, на это денег нет, следовательно, оплата будет произведена из экономии фонда заработной платы, потребуется от 145,0 тысяч рублей до 290,0 тысяч рублей. А значит, на эту сумму уменьшаются премии и другие материальные выплаты стимулирующего характера, производящиеся именно из экономии фонда заработной платы. Дальше еще сложнее: все это можно смело удваивать, ибо многие учителя стали выбирать вместо 72 часов 144 часа - это упрощало процедуру аттестации. Нужно принимать меры. Какие? Свести до минимума замену уроков. Иначе, учителя не должны проходить повышение квалификации в учебное время. Казалось, выход найден: курсы в каникулярное время. Значит, учителя должны заблаговременно выбрать те курсы, которые организуются во время наших каникул. Но так решалась только маленькая часть проблемы. Темы курсов попадали те, которые были определены графиком института. И вновь страдает эффективность такого повышения квалификации. Если учителя в каникулярное время будут на курсах, то тогда возникает реальная угроза срыва всех школьных программ повышения педагогического мастерства, всех творческих дел, проводимых в дни каникул. А что если совместить повышение квалификации, творческие дела, мастерские? А что если не в институт повышения квалификации, а институт к нам? Самим определить темы курсов, организовать их в школе в каникулы и пригласить институт повышения квалификации. Причем сразу нашел весомый аргумент для разговора с ректором: у института дефицит учебных площадей и институту предложил курсы проводить на внебюджетной основе. В школьное положение о материальном стимулировании внесли дополнение: работники могут получать материальную помощь на повышение своей квалификации. Те средства, которые раньше тратились на оплату замены уроков стали расходоваться на оплату повышения квалификации учителей, но при этом более 100,0 тысяч рублей стали оставаться. Эту часть средств стали направлять на повышение квалификации других категорий работников школы: поваров, медицинских работников, водителей, рабочих и др. Так появилась корпоративная система повышения квалификации. Начинали с отдельных модулей по 36 часов, далее больше, а вот уже в этом году все 144 часа в школе. В качестве нового источника знаний и информации, сегодня мы выходим за пределы республики и работаем с Академией повышения квалификации. Специалисты Академии - профессионалы дела, которые учитывают отличительные параметры самой аудитории взрослых и обеспечивают качественное обучение. Для проведения модуля в 144 часа сочетаем как очные, так и дистанционные варианты работы. И здесь мы можем говорить уже не о формальном повышении квалификации, а качественно новой стороне обучения. Судите сами, из всего предлагаемого перечня тематик курсов мы выбираем ту, которая гармонично сочетается с методической темой, выбранной в начале учебного года для работы внутри предметных лабораторий, которые действуют в школе. И эта тема лейтмотивом проходит через все педагогические советы в течение года. А дальше, мы выходим на новый уровень, новые исследования и углубляемся в эту же тему, развивая в ней новое направление. Таким образом, все взаимосвязано и хорошо интегрируется друг с другом, что в итоге работает на качество преподавания. Более того, раньше, формулируя методическую тему, либо стратегии работы в Программе развития школы, активные действия и изменения происходили только в головах тех, кто должен был эти изменения внедрить, то есть администрации и руководителей предметных лабораторий. Внутришкольное обучение позволило погрузить весь коллектив в общую тему, проблему, и заставило всех говорить на «одном» языке. Это, в свою очередь, позволяет значительно легче отследить результаты обучения и говорить уже о конечном продукте. Общий знаменатель позволяет нам пошагово работать над направлениями, определенными в Программе развития. Подхватив общую идею, педагоги школы стали собираться в формате клуба, который назвали «Мастерской инноваций», где создали площадку для профессионального общения и взаимообучения, сами выбирая темы, на которые бы хотели получить ответы, либо поделиться опытом, организуя мастер-классы, круглые столы, фестивали. Для каждого учебного заведения является естественным, что каждый год школа принимает молодых специалистов - выпускников педагогических ВУЗов и учителей - стажистов. Для вновь прибывших учителей корпоративная форма обучения - своеобразная адаптация к новым условиям работы, к новому коллективу. Таким образом, инвестируя во внутришкольное обучение ежегодно, мы добиваемся поставленных в программе развития целей - повышения качества обучения в школе, параллельно решая задачи аттестации педагогических кадров. Однако здесь же может возникнуть закономерный вопрос, который задаю себе сам: «Если переобученные люди уходят, вложения теряются, как и полученные знания. Как минимизировать этот риск и удержать ключевых людей?». К сожалению, обучение ограничено способностью организации сохранять своих людей. При высокой текучести кадров обучение не дает результатов или вовсе не происходит. Проблемы текучести кадров в школе нет. Но все же, есть повод подумать и предвидеть возможные пути и не дать негативным сторонам развиться. И здесь место новым идеям, как стимулировать педагогический коллектив на работу в нашем учебном заведении. Анализируя эту проблему, открыл для себя простую истину: самое эффективное повышение квалификации может быть только внутри школы. Открыв эту истину, с удивлением пришел к выводу, что моя функциякак директора, помимо всего прочего, организацияобученияне только учителей, а всего коллектива. Литература 1. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml 2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. N 6. 3. УусикялаК., ХилтуненЕ. Школа уверенности// Первое сентября. 2004. N 3. 4. Финансы в России: статистический сборник. М., 2002. 5. Энциклопедия «Все обо всем». Москва. МГУ / Слово / 1995.
Тема: Повышение квалификации педагогов
и даже вот этот вариант: