Электронная приемная

Дни рождения!

Сегодня: 23 апреля 2024 г.

Сотрудники

  • Глухова Ирина Владимировна

Ученики

  • Азаматова Яна Александровна
  • Асанов Давид Андреевич
  • Ахметшина Амира Альбертовна
  • Ашихмина Риана Андреевна
  • Комков Иван Владимирович
  • Низамиев Макар Алексеевич
  • Петухов Роман Артемович
  • Хананова Камилла Рустамовна

Метеостанция школы

Реальная погода в районе школы

обновление данных происходит каждые 2 минуты
Полный список

Температура: ° C
по ощущению: ° C

Давление: мм
Влажность: %

Направление ветра:
Скорость ветра: м/с

Возможность проведения уроков физкультуры на стадионе в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра

1-6 классы
7 класс
8-9 классы
10-11 классы

Эффективное повышение квалификации педагогов внутри школы

24.11.2010 

Издание: Инновационные проекты и программы в образовании №4 - 2010
Тема: Повышение квалификации педагогов

 

Чугалаев Ахтам Хабибзянович

директор школы № 97

г. Ижевск

Удмуртская республика

info@school97.ru

                                                                            

ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ВНУТРИ ШКОЛЫ

Как можно организовать внутришкольное повышение квалификации всего педагогического коллектива?

                                                      

Ключевые слова: корпоративная система повышения квалификации, аттестация, экономическая составляющая, замена уроков, модули, очно - дистанционные формы, «Мастерская инноваций», про­фессиональное общение и взаимообучение, мастер-классы, круглые столы, фестивали.

 

Каждый, ктоперестает учиться, становитсяста­риком, внезависимостиот того, сколькоемулет - двад­цатьиливосемьдесят.

ГенриФорд

 

Все вакансии закрыты, расписание уроков состав­лено, все учителя на месте, все дети готовы... вроде всё: можно начинать. И начинается, и продол­жается учебный год. Все заняты своим делом: дети учатся, учителя учат, заместители директора анализи­руют. Идеальная картина. Но не тут-то было.

Одно за другим ложатся на мой стол заявления учителей с просьбой освободить их от уроков для по­вышения своей квалификации в преддверии предсто­ящей аттестации. Вроде бы обычное дело. Определи­ли, кто будет заменять этого учителя, и нет проблем. Но проблема появилась и стала нарастать.

Приведу простейшие подсчеты: в школе ежегод­но 30-50 учителей проходят аттестацию и повышают свою квалификацию. В учебном году 34 недели, зна­чит, в течение всего учебного года будет отсутствовать 2-4 учителя. Это усредненные расчеты. Бывают такие недели, когда отсутствуют до 10 учителей. О какой качественной организации учебного процесса можно вести речь?!

Далее, формально учитель повысил свою квали­фикацию. Один в области интерактивных технологий, другой - в проектной деятельности, третий - в дру­гой области. А как же при этом потребность школы и нашего общего Дела, определенного программой развития? Беседуя с учителями, выясняю, что тему курсов повышения квалификации они выбрали пото­му что:

а) нужно пройти курсы - все равно, какие;

б) эту тему выбрала знакомая из другой школы;

в)   на других курсах не было мест;

г)   курсы бюджетные и оплачивать не нужно;
и даже вот этот вариант:

д) красиво называются курсы (!).

А теперь рассмотрим экономическую составляю­щую. Учителю, повышающему свою квалификацию, сохраняется заработная плата. Заменяющему учите­лю и заменяющему классному руководителю нужно оплатить его работу, на это денег нет, следовательно, оплата будет произведена из экономии фонда зара­ботной платы, потребуется от 145,0 тысяч рублей до 290,0 тысяч рублей. А значит, на эту сумму умень­шаются премии и другие материальные выплаты сти­мулирующего характера, производящиеся именно из экономии фонда заработной платы.

Дальше еще сложнее: все это можно смело удва­ивать, ибо многие учителя стали выбирать вместо 72 часов 144 часа - это упрощало процедуру аттестации.

Нужно принимать меры. Какие? Свести до мини­мума замену уроков. Иначе, учителя не должны про­ходить повышение квалификации в учебное время. Казалось, выход найден: курсы в каникулярное время. Значит, учителя должны заблаговременно выбрать те курсы, которые организуются во время наших каникул. Но так решалась только маленькая часть проблемы. Темы курсов попадали те, которые были определены графиком института. И вновь страдает эффектив­ность такого повышения квалификации.

Если учителя в каникулярное время будут на кур­сах, то тогда возникает реальная угроза срыва всех школьных программ повышения педагогического мастерства, всех творческих дел, проводимых в дни каникул. А что если совместить повышение квалифи­кации, творческие дела, мастерские? А что если не в институт повышения квалификации, а институт к нам? Самим определить темы курсов, организовать их в школе в каникулы и пригласить институт повышения квалификации. Причем сразу нашел весомый аргу­мент для разговора с ректором: у института дефицит учебных площадей и институту предложил курсы про­водить на внебюджетной основе.

В школьное положение о материальном стиму­лировании внесли дополнение: работники могут по­лучать материальную помощь на повышение своей квалификации. Те средства, которые раньше трати­лись на оплату замены уроков стали расходоваться на оплату повышения квалификации учителей, но при этом более 100,0 тысяч рублей стали оставаться. Эту часть средств стали направлять на повышение ква­лификации других категорий работников школы: по­варов, медицинских работников, водителей, рабочих и др.

Так появилась корпоративная система повышения квалификации. Начинали с отдельных модулей по 36 часов, далее больше, а вот уже в этом году все 144 часа в школе.

В качестве нового источника знаний и информа­ции, сегодня мы выходим за пределы республики и работаем с Академией повышения квалификации. Специалисты Академии - профессионалы дела, ко­торые учитывают отличительные параметры самой аудитории взрослых и обеспечивают качественное обучение. Для проведения модуля в 144 часа со­четаем как очные, так и дистанционные варианты работы.

И здесь мы можем говорить уже не о формальном повышении квалификации, а качественно новой сто­роне обучения. Судите сами, из всего предлагаемого перечня тематик курсов мы выбираем ту, которая гар­монично сочетается с методической темой, выбран­ной в начале учебного года для работы внутри пред­метных лабораторий, которые действуют в школе. И эта тема лейтмотивом проходит через все педагогиче­ские советы в течение года. А дальше, мы выходим на новый уровень, новые исследования и углубляемся в эту же тему, развивая в ней новое направление. Таким образом, все взаимосвязано и хорошо интегрируется друг с другом, что в итоге работает на качество пре­подавания.

Более того, раньше, формулируя методическую тему, либо стратегии работы в Программе разви­тия школы, активные действия и изменения проис­ходили только в головах тех, кто должен был эти изменения внедрить, то есть администрации и ру­ководителей предметных лабораторий. Внутришкольное обучение позволило погрузить весь кол­лектив в общую тему, проблему, и заставило всех говорить на «одном» языке. Это, в свою очередь, позволяет значительно легче отследить результаты обучения и говорить уже о конечном продукте. Об­щий знаменатель позволяет нам пошагово работать над направлениями, определенными в Программе развития.

Подхватив общую идею, педагоги школы стали собираться в формате клуба, который назвали «Ма­стерской инноваций», где создали площадку для профессионального общения и взаимообучения, сами выбирая темы, на которые бы хотели получить ответы, либо поделиться опытом, организуя мастер-классы, круглые столы, фестивали.

Для каждого учебного заведения является есте­ственным, что каждый год школа принимает моло­дых специалистов - выпускников педагогических ВУЗов и учителей - стажистов. Для вновь прибыв­ших учителей корпоративная форма обучения - сво­еобразная адаптация к новым условиям работы, к новому коллективу.

Таким образом, инвестируя во внутришкольное обучение ежегодно, мы добиваемся поставленных в про­грамме развития целей - повышения качества обуче­ния в школе, параллельно решая задачи аттестации педагогических кадров.

Однако здесь же может возникнуть закономерный вопрос, который задаю себе сам: «Если переобучен­ные люди уходят, вложения теряются, как и получен­ные знания. Как минимизировать этот риск и удержать ключевых людей?». К сожалению, обучение ограниче­но способностью организации сохранять своих людей. При высокой текучести кадров обучение не дает ре­зультатов или вовсе не происходит.

Проблемы текучести кадров в школе нет. Но все же, есть повод подумать и предвидеть возможные пути и не дать негативным сторонам развиться. И здесь место новым идеям, как стимулировать педа­гогический коллектив на работу в нашем учебном заведении.

Анализируя эту проблему, открыл для себя про­стую истину: самое эффективное повышение квали­фикации может быть только внутри школы. Открыв эту истину, с удивлением пришел к выводу, что моя функциякак директора, помимо всего прочего, ор­ганизацияобученияне только учителей, а всего кол­лектива.

 

Литература

1.      Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распоря­дительные и нормативные документы системы россий­ского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. N 6.

3. УусикялаК., ХилтуненЕ. Школа уверенности// Первое сентября. 2004. N 3.

4. Финансы в России: статистический сборник. М., 2002.

5. Энциклопедия «Все обо всем». Москва. МГУ / Слово / 1995.

Возврат к списку публикаций

Вакансии

Объявления

Форма одежды

Расписание звонков

Замена уроков

Мобильные уроки

Новые фото

Мы слушаем

Отдых в каникулы

Рекорды Гармонии